01.04.2013 / Раздел:

"Точка Ж с Дмитрием Барулиным, арт-директором КА "Витамин"

 

Александр Жиров: Добрый день. Я приветствую аудиторию РБК-ТВ в Омске. В эфире программа "Точка Ж", меня зовут Александр Жиров. Сегодня мы поговорим об омской рекламе и о том, имеет ли она право называться таким словом. У нас в студии Дмитрий Барулин, арт-директор креативного агентства "Витамин". Здравствуй, Дима.
Дмитрий Барулин: Привет!

А.Ж.: Дима, давай начнем не с твоей прямой работы в должности арт-директора в креативном агентстве, разговоры о рекламе пока оставим. Вопрос касается твоей журналистской деятельности. На прошлой неделе вышел твой проект в журнале "7", где ты рассказываешь об омских малых "креативных" предпринимателях, о том, как люди пытаются каким-то образом привнести в бизнес креатив и на этом заработать. Расскажи, пожалуйста, об этом проекте.
Д.Б.: Редакция журнала "7" пригласила меня для того, чтобы я вел у них свою рубрику. Мы решили, что мне это будет интересно и подходит под формат журнала. Как они сказали – это то, чего им не хватало, именно текстов о стартапах, о мелком бизнесе. После этого я собрал материал о компаниях, которые есть у нас в Омске. Уже сейчас готово три статьи. Одна уже вышла, следующие будут выходить каждую среду и дублироваться у меня в блоге в развернутом виде, то есть в формате фоторепортажа, потому что в журнале основной упор делается на текст. Первая статья была о "Zalesov & Skok" , это креативный бизнес по изготовлению галстуков и "бабочек" . В то время, как я снимал этот репортаж, им исполнилось 4 месяца. За эти месяцы они показали огромный рост. Они открыли представительство в Москве и в Томске, у них есть заказы по всей России. Можно сказать, что "Zalesov & Skok" полностью окупили все свои вложения и сейчас начинают зарабатывать деньги. Что касается следующих репортажей. Сейчас готов репортаж о ресторане "Русская пицца". Его открыли выпускники ОмГУПСа. Основной упор они сделали на доставку пиццы. Также будут освещаться какие-то неудачные проекты, к примеру, всем известный "Мао Чин", который просуществовал, к сожалению, недолго. После выхода первой статьи уже обратились два человека, у которых также есть свой бизнес и которые тоже хотят поучаствовать. Это студия фехтования для детей и сервис по доставке суши. С ними тоже будем встречаться и разговаривать, но - если это будет интересно, потому что получается слишком много общепита и фастфуда.

А.Ж.: Возможно, это просто такая сфера, где с небольшими затратами можно создать что-то интересное?
Д.Б.: На самом деле, сфера общепита довольно затратная. Как я уже говорил, пример - создатели "Мао Чина", так как они в этом бизнесе уже давно. Все это очень сложно. У нас рынок слабо развит именно в этой сфере.

А.Ж.: Скажи, почему такие темы стали интересовать СМИ? Все-таки достаточно часто сейчас стали появляться не только в Омских СМИ, но и в федеральных статьи о маленьком, но креативном бизнесе, не претендующем на большие охваты. Это не "нефтянка", это не строительство, а небольшой бизнес, который, может быть, не приносит сверхдоходов, но, тем не менее, люди придумали свою нишу и начали это воплощать. Почему эти темы стали интересны СМИ?
Д.Б.: Я заметил, что еще год-два назад региональные СМИ боялись рассказывать о каких-то компаниях. Они боялись вспоминать бренды. Если им присылали пресс-релизы, они старались это убрать и писать без упоминания названия компании. Я думаю, они боялись, что читатель перестанет их читать, потому что заподозрит, что это рекламная статья. Сейчас люди стали понимать, что реклама, а что нет. Это направление стало развиваться. Я думаю, и с моей стороны, так как я тоже начал когда-то свой стартап - рекламное агентство. На начальном этапе нужна какая-то помощь, поддержка. Обычно средств мало, при этом уходит очень много сил. Когда я пишу репортаж, я понимаю, что хоть немного, но в чем-то помогаю этим людям. Хотя в случае с "Мао Чин" я критиковал их, но делал это не для того, чтобы их обидеть, а чтобы они росли и стали лучше.

А.Ж.: Дима, хорошо, что ты упомянул о личной реакции на ситуацию с "Мао Чин". Ты, скажем так, представитель нового поколения омских журналистов, которые пришли в профессиональные СМИ из тех, кто называется гражданскими журналистами, в обиходе - блогерами. Чем отличается "работа" блогера? Под работой мы понимаем деятельность, за которую платят деньги, но блогеры иногда выполняют больший объем работы, чем профессиональный журналист. Чем отличается деятельность блогера от работы журналиста официального издания? Журналист официального издания может позволить себе какие-то эмоции, выражение личного мнения?
Д.Б.: Если вернуться к началу вопроса - ты говоришь, что я пришел в журналистику из блогеров. Это не совсем так. По сути, первая работа, на которой я работал, это была работа в качестве журналиста. Тогда я учился в 10-11 классе – прошло уже 10 лет. Я был внештатным корреспондентом в Омске от московской газеты «Москвичка», у меня была постоянная ежемесячная рубрика. Поскольку после школы я учился на программиста, то я еще писал статьи в компьютерный журнал. Потом я это забросил, менял профессии, места работы. Вначале я не думал, что буду как-то сотрудничать со СМИ, когда завел свой блог. Но после того как я выложил первый репортаж, ты мне написал. Это было в феврале прошлого года.

А.Ж.: Это был репортаж с митинга.
Д.Б.: Да, это был первый репортаж в моем блоге, который, кстати, получил очень много просмотров. Я понял, что я могу этим заниматься, и у меня может получиться именно благодаря тому, что первый пост получил более 3000 просмотров. И затем мы договорились о сотрудничестве в качестве внештатного фотокорреспондента. Но потом я начал пытаться писать. Конечно, это очень сложно дается, но я пытаюсь учиться. Вернемся к разговору про журнал "7" . Мне сказали, что по рынку видно то, что у нас не хватает (по крайней мере, в Омске) людей, которые могут и фотографировать, и писать – это очень ценится. Но большинство людей только пишут и постоянно сидят в редакции.

А.Ж.: Хорошо, что ты напомнил про наш разговор, который произошел в феврале 2012 года. Я помню, почему я обратил внимание на твой репортаж. Ты написал в Твиттере, что какое-то издание украло у тебя фотографии. Фактически, по ссылке я вышел на твой блог. Мне понравились фотографии, и я написал тебе о том, что мы хотим их купить для нашего издания. Как сейчас складываются отношения у фоторепортеров, которые публикуют в блогах свои фотоотчеты, с традиционными СМИ? По-прежнему ли возникает такая ситуация, когда официальные СМИ считают блогеров несостоявшейся массой и считают, что имеют право красть у них фотографии?
Д.Б.: Я думаю, блогеров уже не считают несостоявшейся массой. Многие СМИ делают обзоры блогов, постоянно ссылаются на блогеров, потому что, как правило, в последнее время информация появляется сначала именно в блогах. Сначала это Твиттер, потом ЖЖ, и только спустя 10-30 минут информация появляется в СМИ. Но с фотографиями по-прежнему такая же ситуация - их продолжают воровать, как омские СМИ, так и региональные. У меня сейчас готово 33 исковых заявления по разным городам России. Юристы начинают работать над обращениями в СМИ.

А.Ж.: Что говорят юристы? Какие перспективы?
Д.Б.: Если правильно провести этап подготовки, то шанс выиграть такое дело – примерно 99 %. За каждую фотографию, то есть ее незаконное использование, можно получить 10 тысяч рублей. Если указано авторство, и не обрезан копирайт – 10 тысяч рублей. Когда авторство не указано, можно получить еще больше. Тем более, если фотографию отредактируют. Естественно, все зависит от СМИ. Если это телевидение, сумма меняется. У "1 канала" были иски по 500 тысяч рублей. Они были фактически удовлетворены в полном объеме.

А.Ж.: Не твои иски?
Д.Б.: Конечно, не мои. Московские СМИ пока ничего у меня не крали, но были случаи с китайскими. Что касается фотографий - большинство этих денег (10 тысяч рублей) уйдет на оплату услуг юриста. Тут дело принципа. Важно, чтобы СМИ понимали - можно позвонить блогеру, можно ему написать – все контакты указаны, а также все суммы, причем эти суммы за одну фотографию очень маленькие. Можно без проблем этим воспользоваться, оплата производится очень быстро. В любом случае, фотография - это труд, затраты времени, средств на технику. Неприятно, когда возникает ситуация с кражей. 

А.Ж.: Есть СМИ, которые полностью составляют свой контент из того, что пишут блогеры. В данном случае я имею в виду "Ридус" - одно из самых известных новостных агентств подобного рода в России. Ты, по-моему, единственный человек в Омске, у которого есть пресс-карта "Ридуса". Фактически, ты – официальный представитель этого информационного агентства в Омске. Расскажи об этом. Каким образом строилось твое общение с "Ридусом", какие твои репортажи выходили там?
Д.Б.: Это был первый репортаж, который я сначала разместил в блоге, и уже на следующий день он был также размещен на "Ридусе". Там я тоже собрал много просмотров. Часть фотографий попала в подборку лучших фотографий с митинга ("Ридус" делал такой обзор). Потом опять были посты про митинги и некоторые проходили. У "Ридуса" есть так называемая "бездна", где все новости, и есть основная лента. Какие-то новости проходят, а какие-то остаются в "бездне", но даже там бывает большое количество просмотров, если пост интересный. Потом был репортаж о продавце газет, который я разместил на "Ридусе", и после победы в конкурсе мне выдали пресс-карту.

А.Ж.: Когда твой репортаж был признан лучшим в месяце?
Д.Б.: Да. Мне предложили сотрудничать с "Ридусом" в качестве внештатника в Омске.

А.Ж.: Что для тебя интереснее? С одной стороны, у тебя действительно достаточно интересные, хорошие репортажные фотографии с массовых мероприятий – митингов, шествий. С другой стороны – вспоминаем тот репортаж, благодаря которому ты прославился и в Омске, и на федеральном уровне. Это фоторепортаж "Продавец газет". Думаю, что наши телезрители его видели – речь идет об Андрее Кулиничеве, продавце газет, который слабо видит. Многие омичи, которые пользуются общественным транспортом, его знают. Они знают также о том, что этот человек в течение многих лет в любое время года, в любую погоду стоит на остановке, заходит в общественный транспорт и продает газеты. Многие с ним общаются, поскольку он сам по себе довольно интересный человек, о чем мы выяснили из твоего репортажа. Что тебе интереснее? Работать с массами или фокусировать взгляд на одном персонаже? Например, если мы говорим о твоем проекте в журнале "7", то там идет фокусировка на одном персонаже, или о твоих будущих проектах, которые мы пока не будем анонсировать, но где ты, опять же, фокусируешься на одном персонаже. Что интереснее?
Д.Б.: Я думаю, что интересно и то, и другое. Писать постоянно истории о каких-то людях? Я думаю, что должно быть разнообразие, по крайней мере, мне так интересно. Когда пишешь историю об одном человеке, то уходит не один день на написание текста и составление материала. Это довольно сложно, это большой объем и поэтому часто делать такие репортажи не получается. Также сейчас в моем блоге появилось что-то вроде расследований или каких-то новостных сообщений. Я делал репортаж про цветочников, когда мне сообщили, что готовится так называемый рейдерский захват. В итоге я пригласил с собой на репортаж журналистов, потому что я понимал, что я не смогу это все осветить с помощью одного своего блога. Мы вместе сделали репортажи со знакомыми журналистами, каждый сам проверял всю информацию. После этого репортаж разошелся и даже попал на федеральный уровень. Нам удалось хотя бы отбить рейдерскую атаку и отстоять киоски. Сейчас, конечно, вопрос только решается, все находится в подвешенном состоянии. Но, по крайней мере, есть большой шанс, что все останется на месте. Этот вопрос дошел до начальника УВД. И недавно мне сказали, что этим делом занялся Двораковский – вопрос будут обсуждать на одном из заседаний.

А.Ж.: Если говорить о чисто человеческом уровне: что ты чувствуешь, когда ты поднимаешь тему и она становится не просто важным новостным поводом в СМИ, а начинает раскручиваться, в том числе и на властном уровне?
Д.Б.: Я чувствую,что я просто (если брать меня как журналиста, хотя я не считаю себя журналистом) сделал свою работу так, как должен был сделать. Я считаю, что именно так должны работать журналисты. К сожалению, как я думаю, в нашем городе и в других городах России 90 % журналистов очень ленивы. Им не хочется вылезать из редакции, они пишут что-то, исходя из пресс-релизов. Хотя можно встать, пойти и найти материал. Допустим, если репортаж о продавце газет. По сути, в любом случае, когда публикуешь пост, новость или заметку, есть цель – чего ты хочешь добиться. Естественно, это не просмотры, хотя это тоже важно. У меня была первая цель, которую, к сожалению, не удалось выполнить – чтобы таких репортажей становилось больше.

А.Ж.: Репортажей, созданных не только тобой?
Д.Б.: Как раз-таки созданных не мной. У меня была цель, чтобы люди поняли – можно куда-то взять Андрея Кулиничева, поскольку его все видели. У меня ушло немного времени на то, чтобы на него выйти, но это не составило большого труда. Я пробыл с Андреем практически весь день. Неделя ушла на написание репортажа. Таким способом можно рассказать интересную историю и помочь человеку. Самый лучший результат – вовсе не то, что люди начали собирать деньги для Андрея. Я долго не хотел этим заниматься, и в блоге об этом написано, почему. Важно, что люди узнали, кто он такой и стали к нему доброжелательно относиться. В репортаже на многих фотографиях видно, как люди отворачиваются, стесняются и не хотят смотреть в его сторону. Сейчас люди стали лучше относиться к Андрею и покупать у него больше газет. В первое время после выхода репортажа его продажи возросли в 2 раза. Андрею, как человеку, важнее заработать эти деньги самому, чем получить какие то пожертвования. И еще хотел добавить, что когда я сделал репортаж про цветочников, мне стали звонить люди и просить сделать репортажи. Сейчас один репортаж готовится, я несколько дней был на съемках. Он выйдет в журнале "7", но не в рамках моей рубрики

А.Ж.: Это расследование?
Д.Б.: Я думаю, да, из этого получится расследование. Еще один репортаж выходит на этой неделе. Ко мне обратились люди с просьбой рассказать о стартапе, а также два человека с просьбой об освещении каких-то проблем.

А.Ж.: Я знаю, что у тебя есть свой взгляд на проблемы, так называемой социальной рекламы в Омске и рекламы целом, тем более что ты работаешь в креативном агентстве, которое непосредственно занимается рекламой. Что происходит в Омске не столько на рынке рекламы, сколько в его креативной части? Почему Омск практически не рождает интересную рекламу, на которую можно посмотреть и сказать: "Это здорово", которую можно разместить на сайте о рекламе adme.ru, почему отсутствует школа рекламы?
Д.Б.: На самом деле, если говорить о школах рекламы - у нас очень много рекламистов из Омска. Многие уехали в Москву, Питер, работают там или даже в зарубежных рекламных агентствах. В Москве знают, что у нас сильные рекламщики. Если не брать Москву и Питер, то Омск - один из лучших городов, где есть сильные рекламисты. Хотя школой рекламы это не назовешь, потому что получение образования не говорит о том, что ты хороший рекламщик. Нужно самому учиться, что-то делать, участвовать в фестивалях.

А.Ж.: Кстати, недавний пример - Михаил Герасимов, который уехал из Омска.
Д.Б.: Михаила буквально на днях забрали, причем, насколько я знаю, ему предложили работу два рекламных агентства и он выбирал место. Такая ситуация случается и с другими рекламщиками, которые уезжали в Москву. В том, что в Омске не самая лучшая ситуация, я считаю, виноваты все – и рекламисты, и заказчики. Заказчики привыкли видеть такую рекламу и считают, что у нас нельзя сделать что-то лучшее, и если у нас чего-то много, то это эффективно. Есть еще один фактор. Многие агентства, которые размещают рекламу, чтобы зацепиться за клиента, изготавливают рекламу бесплатно, поэтому конкурировать с ними сложно. Конкуренция сложная в следующем плане. Когда говоришь клиенту о том, что мы возьмем денег за дизайн, он удивляется. Затем говорим, что мы разработаем идею и возьмем еще больше денег, потому что это работа многих людей, это долго и составляет довольно много труда. Не все понимают, за что они платят, но при этом смотрят подборки ролики с "Каннских львов" и думают: "Какая хорошая реклама", но почему-то не верят, что у нас она может быть. А рекламисты в Омске виноваты в том, что не хотят развиваться. На рынке появились мы и еще одно агентство, то есть организации, которые могут что-то предложить. Конкуренция низкая и нужно этот рынок перестраивать, сделать его таким, каким он должен быть. Нужно разрабатывать креативные идеи. В рекламных агентствах есть такие должности, как стратег, арт-директор, копирайтер. Недавно появилось еще одно рекламное агентство на рынке, где работал Михаил Герасимов, о котором мы говорили. Мы только рады, что появляются конкуренты! Когда мы открылись 4 года назад, было очень сложно существовать на рынке. Сейчас, хотя нам сложно, мы чувствуем, что стало легче разговаривать с клиентом. Практика, когда один клиент переходит из одного агентства в другое или делает два параллельных заказа в разных рекламных агентствах, вполне нормальна, и мы хотим к этому прийти.

А.Ж.: Это реально?
Д.Б.: Да, это реально – приучить к чему-то клиента. Барнаул смог, Екатеринбург смог. Можно привести еще несколько примеров, которые показывают, что это реально. Это требует времени и затрат, но это принесет результат.

А.Ж.: Что касается вопроса не столько отношений заказчика и исполнителя, сколько отношения самой аудитории к возможности существования в Омске креативных решений в рекламе. Вопрос на самом деле важный. Вспомни тот проект, к которому мы оба имели отношение. Это Омский "Социально-эротический календарь" – достаточно хороший, профессиональный продукт, получивший публикации об его выходе и в Омске, и на федеральном уровне. Но при всем этом мы видим реакцию тех же омичей, которым все не нравится, которые не считают продукт креативным. Они не считают, что в Омске можно сделать что-то интересное. Что делать с этой аудиторией? Меня поразило, когда о календаре негативно высказался Василий Мельниченко, художник, который, кстати, на протяжении долгого жалуется, что Омск - это серый, не креативный город, в котором ничего нет. И вот появляется продукт, и его начинают гнобить. Насколько такая ситуация типична для омской аудитории, если говорить про рекламу?
Д.Б.: Везде и всегда так было, что находятся люди, которые чем-то недовольны. Что касается случая с Мельниченко – я лично с ним не знаком, но исходя из того что он пишет и делает, я думаю, что он ко всему относится негативно, а конкретно - к тому, что сделал не он, или где не принял участия. Есть такие люди - им всегда все не нравится, и это нормально. Любой продукт, что бы ты ни сделал, не может понравиться всем. "Социально-эротический календарь" – это такой проект, в отношении которого всегда должны быть недовольные люди. Например, некоторые против того, что девушки оголяются, хотя в календаре ничего слишком откровенного не было. Кто-то против того, что календарь называется именно социальным (из-за того, что там речь идет о социальных сетях). Люди забывают почитать значение слова "социальный" – претензии не к нам, а к русскому языку. И такие люди всегда критикуют проект, но я думаю, что "Социальный календарь" как рекламный и пиар-проект стал одним из самых успешных за всю историю рекламы в Омске. Команда создателей календаря получила бесплатные медиа примерно на 500 тысяч рублей. Это огромная сумма. Мы могли платить за выходы, но так получилось, что СМИ нас бесплатно разместили на такую сумму. Это были ТВ-издания, интернет-СМИ, печатные издания. И они продолжают писать о "Социально-эротическом календаре".

А.Ж.: Он попадал в подборку "Ленты.ру" , которая составила список лучших региональных корпоративных календарей.
Д.Б.: Да, они разместили его в своей подборке.

А.Ж.: К чему в итоге мы придем на рынке так называемой социальной рекламы? Понятно, что мы говорили о коммерческой рекламе, но у нас есть несколько минут, чтобы поговорить о рекламе социальной. Насколько в социальной рекламе нужен креатив и насколько возможно его обеспечение? Как правило, заказчики социальной рекламы – государственные органы. Согласись, что когда мы видим биллборды ГИБДД, становится страшно не от того, что ты не пристегнулся, а от того, как выполнена реклама. Насколько здесь заказ отличается от коммерческого заказа?
Д.Б.: Возьмем социальную рекламу – то, что мы видим развешанным на наших улицах в любом городе России. По закону, агентства, у которых есть рекламные площади – неважно, наружная это реклама, печатная или телевизионная, - обязаны уделять 5 % общегодового объема своих рекламных мест под социальную рекламу. В принципе, уточнений в законе больше нет. Это значит, что на телевидении социальную рекламу мы видим ночью, в то время, когда зрителей меньше всего. Щиты висят в самых непроходных, непродаваемых местах, при этом все сделано так, что…хоть ты и разрешил мне материться в эфире, но я, пожалуй, не буду этого говорить. Заказчик ничем не отличается, если брать крупные организации, где существует длинная цепочка лиц, которые принимают решения и что-то утверждают. В принципе, заказы государственных структур не сильно отличаются от коммерческих заказов. Но в отношении социальной рекламы нужно понимать, что при ее создании ложится больше ответственности. Также нужно понимать, что просто поставить щит невозможно – социальная реклама должна сопровождаться проектами. В качестве примера могу привести очень известный проект того, как в США людей, по сути, заставили пить молоко. В течении 30 лет проходили рекламные кампании. Звезды пили молоко, молоко показывали в фильмах. Примерно то же было с курением. Это была длительная кампания, которая длилась не год, не два - десятки лет, но она сейчас приносит результаты. Если к этому подходить глобально, в отношении того, что висит у нас на дорогах – человек в лучшем случае улыбнется.

А.Ж.: А скорее всего – спросит: "Куда идут наши деньги, на которые все это вешается?". Дима, спасибо большое, что пришел. Я думаю, что можно будет повторить разговор о социальной рекламе, а также поговорить об этом позже, когда на наших улицах появится качественная реклама, когда эту рекламу действительно будут ждать и она не будет каким то фоном. С нами был Дмитрий Барулин, арт-директор креативного агентства "Витамин". Мы говорили о журналистике; о том, чем журналисты могут помочь малому креативному бизнесу и о том, как социальная реклама может измениться, если подходить к ней креативно и правильно.

4784