23.07.2012 / Раздел: Опросы

Налог на блог


К осени российские власти готовят законопроект, согласно которому популярные блогеры будут обязаны платить налоги за размещаемую рекламу.

Соответствующий законопроект может быть подготовлен до конца лета. По заявлению депутата от «Единой России» Сергея Железняка данный вопрос будет рассмотрен осенью, с началом новой сессии Госдумы.

По предварительной информации, законопроект встретил поддержку в рядах большинства думцев и предсказуемое недовольство —  у блогеров. В Омске популярных сетевых журналистов не много и большинство из них не публикуют в своих дневниках рекламу. РИА «НДС» выясняет, что думают омские блогеры о новом законопроекте.

Алексей Парфун, коммерческий директор «Видео Интернешнл», блогер avpupkoff (ЖЖ)

По сути, закон конечно нужен. Но в условиях, когда в самом Законе о СМИ Интернет никак не прописан, а все его касающиеся вещи, находятся в зачаточном состоянии, — данный закон — это как то несерьезно. Да и технически контроль за исполнением этого закона мне трудно себе представить. Одно дело рекламный баннер. И совсем другое — словесное описание какой либо случившейся ситуации. Как доказать, что блогер написал про данный бренд, предварительно взяв за это деньги? А запрещать про него писать — это ведь грубое нарушение Конституции.

Игорь Федоров, обозреватель «Бизнес-Курс», блогер omchanin (ЖЖ)

Любой доход, за исключением случаев, перечисленных в НК, давным давно уже облагается налогом. Блогер, шмогер, вы, я — все являются плательщиками НДФЛ, если получают какой-то доход. Представьте, что я разместил рекламу в блоге. Мне за нее предприятие заплатило с расчетного счета. Я ему в ответ выставил акт на эту сумму. Ну, как я могу в этой ситуации не заплатить налог? Ведь предприятие-то все равно это отразит у себя в бухгалтерии! А если мне «черной» наличкой оплатили, то тут ни вчера, ни с новым законом никто меня не поймает и не заставит платить налоги, потому что не с чего.

Тем более у нас в стране есть куча областей, где действительно вертятся огромные нигде не учтенные доходы: сдача в наем жилья, репетиторство, частный извоз и так далее. Вот где суммы. А блогеры и их реклама — это даже не капля в море. Значит, цели законопроекта, на самом деле, иные. Как мне кажется, это часть общего идущего сейчас «наезда» на блогосферу со стороны государства. Цель — задушить начатки крауд-фандинга в сети, лишить финансирования разных навальных. Еще раз повторю: блогер сейчас, вчера, год назад и так далее платит налоги с доходов в Сети.

Александр Жиров, главный редактор РИА Омскпресс, блогер tor4annen (ЖЖ).

Этот законопроект — хороший показатель того, что, на самом деле, движет людьми, которые собрались в Думе. К сожалению, это не план по захвату мира, не план по насаждению монархии и доминирования партии «Единая Россия». Это элементарная человеческая глупость и маниакальное желание навязывать всем свою волю. Собственно, это уже привело к тому, что Думу перестали воспринимать как серьезный орган, а сами депутаты стали всеобщим посмешищем.

По существу предложения: непонятно, как будут считать популярность блогеров, непонятно, как будут определять, рекламный ли это пост или просто эмоциональный. Непонятно, как будут учитывать блогеров — возможно, понадобится вводить лицензию на ведение блога. Не удивлюсь, если господа из «Единой России» выступят и с такой инициативой.

Сергей Сопко, студент ОмГТУ, твиттер @sopko3616 (ЖЖ)

Как известно, обсуждение данного законопроекта будет проходить в осеннюю сессию Госдумы. Поэтому почему «хомяки» активно поднимают этот вопрос сейчас мне не понятно — топовые блогеры живут далеко не с денег от той рекламы, что официально размещена у них в дневнике. В свое время взлом почты Кристины Потупчик, наглядно показал с каких именно денег живут блогеры.

Государство осознало, что блогосфера — это самостоятельно живущая часть больших Медиа, что там уже крутятся деньги, (по неподтвержденным данным заказной пост в блоге Варламова, например, может стоить порядка 200 тыс. руб.) соответственно эти деньги нужно как-то регулировать. Единственный способ регулирования — закон.

Полина Белецкая, специалист по интернет-маркетингу, стэндэлоун-блог web-likbez.com

Есть мнение, что цель данного законопроекта — направить в «легальное» русло доходы, получаемые от рекламы. Например, производитель спортивных товаров не должен работать напрямую с известным спортсменом, упоминающим в постах своего блога любимый бренд. Эти деньги должны крутиться таким образом, чтобы в нужных карманах оседали нужные суммы. Чего не происходит при прямом контакте бренда с блогером. В обход положенных кормушек. Впрочем, информация эта пока непроверенная. 

Меня интересует чисто технический вопрос: что за аппарат должен быть создан для выявления «проплаченных» постов? Каков должен быть его штат, методы, суммы на содержание? Кто и каким образом будет определять, действительно ли я люблю пиво Hoegaarden, или мне заплатили за то, чтобы я так сказала (хм, было бы неплохо — жаль, никто не предлагает). А если, например, учесть, что мой рабочий блог посвящен вопросам интернет-маркетинга, как мне избежать упоминания, скажем, Google, Facebook, WordPress и т.п.? И в какую сумму будет обходиться моя просветительская деятельность?

Виталина Дрозд, журналист, блогер lublu-vydumyvat (ЖЖ)

На самом деле, последние нововведения Государственной Думы удивляют настолько, что составить собственное серьезное мнение об этих новшествах все труднее — сознание просто отказывается воспринимать. Кажется это глупость и вообще невозможно в этой реальности. Мозг отфильтровывает такую возможность. Рационального ни в том, чтобы обложить налогами блогеров, ни в том, чтобы создавать «черные списки» сайтов, ни во многом другом лично я не вижу. Поэтому высказать какие-то конкретные комментарии сложно. Возможно, я излишне оптимистична, но мне кажется, что до Сибири дело если и дойдет, то нескоро — закономерность есть такая, все катаклизмы мимо нас проходят, у нас все спокойней. Но со списком запрещенных и налогооблагаемых тем я ознакомлюсь. Подстрахуюсь :)


От редакции. Доказать, что в блоге присутствует рекламный материал не так сложно. Значительная часть пользователей, размещающих рекламу в своих журналах и дневниках, работают через специальные сервисы. Эти же сервисы помогут отследить и заказчика рекламы. Это и номер электронного кошелька, адрес электронной почты, и его IP.

Несомненно, принятие законопроекта изменит рынок контекстной рекламы. В первую очередь уйдут из игры малые и средние биржи по размещению ссылок. Останутся только крупные игроки на рынке. Вероятно, часть блогеров в знак протеста закроют свои дневники, или переведут их на другие площадки.

Отметим, что на сегодняшний день в российском законодательстве нет статьи, которая регулировала бы рекламу в блогах. В Налоговом Кодексе, в ст. 264 п. 4 говорится, что к ненормируемым расходам на рекламу относятся затраты на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети, однако специально Интернет в статье не упоминается.

В США, в штате Филадельфия существует официальное ограничение на рекламу в личных блогах. И пользователям предложено либо раз в год платить по 50 долларов — либо один раз внести 300 долларов.




4442