Юрий Шатилов, директор консалтингового агентства "Ладно"
В мае прошло мероприятие, которого многие ждали, многие относились к нему с большими надеждами. Это была встреча средств массовой информации и предпринимательских союзов, и участвовали там очень многие авторитетные весомые люди, руководители средств массовой информации, собственники, руководители союзов. И в тоже время мероприятие не дало какого-то значимого эффекта, получилось ощущение какой-то недосказанности, недовлетворенности и мне хотелось пару слов по этому поводу сказать. Конечно звучало очень много обвинений в сторону средств массовой информации. Предприниматели, которых было достаточно много, высказались на всю катушку. И про то, что зловредные пресс-секретари не подпускают к телу шефа и про то, что нужно согласовывать материал по десять раз и про то, что предприниматели самые глупые косноязычные. И все это, конечно, правильно, каждый может рассказать кучу таких историй, и все это будет достаточно смешно, забавно и, наверное, нас может как-то повеселить. Но получается, что средства массовой информации ощущают себя в этом диалоге всегда правыми. И вот с этим мне как-то не очень хочется соглашаться. Получается, что я с одной стороны читатель, с другой стороны, руководитель общественного объединения, в которое, кстати, входят многие средства массовой информации, вынужден как эксперт многие годы за этим следить. Иногда то, что я вижу мне категорически не нравиться. И вот я попробую сказать, что мне не нравиться, и почему я долго так думал, не хотелось об этом говорить как-то в суете того меропрятия. Контакт не происходит не потому, что предприниматель малограмотный или потому что они не умеют работать со средствами массовой информации. И более того винить предпринимателя на сто процентов за это глупо. На мой взгляд, вина за это лежит на сто процентов на средствах массовой информации. Более того, что сейчас понимает обычный человек, который вчера закончил институт или школу и стал предпринимателем, а сейчас, как нас уверяют власти это очень легко сделать, что он знает про эти средства массовой информации? Главное средство массовой информации, которое он видит, это бесплатная газета. И он думает, что все они такие. Он думает, что они так устроены. Он что, видит газету «Коммерсант», газету «Ведомости», он читает газеты местные в массе своей? Да наши газеты в общей сложности выходят тиражом десять тысяч экземпляров. В Омске предпринимателей в десять раз больше, в двадцать раз больше! Откуда он узнает, что там происходит? Это случится тогда, когда эти издания будут о себе что-то говорить. Но они не говорят этого... Какая позиция, например, у уважаемого телевизионного средства массовой информации «Антенна-7»? Я не знаю, я никогда не видел человека, который представляет, это издание, не корреспондента, а, например, главного редактора. Я не знаю, что думает главный редактор, я не знаю позицию этого средства массовой информации... Как я могу ему доверять!? Я не знаю позиции главных редакторов других средств массовой информации, потому что я никогда не видел живьем этих людей. Я обычный житель города Омска, почему мне эти люди никогда ничего не говорят. Конечно, можно возразить, сказать: «Вот мы там чего-то печатаем...». Чего вы печатаете? Вы печатаете иногда такие вещи на которые тошно смотреть. У меня в руках средство массовой информации, на второй странице обращение главного редактора, двенадцать грамматических ошибок! Особенно, меня умиляет ошибка в слове «дорогой». Что написано на задней странице? «Здесь могла быть ваша реклама». Вот, что видит на самом деле любой житель, предприниматель он или нет — не важно, в средстве массовой информации. Некий способ размещения рекламы. Он думает, что главное, для чего они созданы, это для размещения рекламы. Можно написать вступительную статью редактора, извините, главного редактора, и потом говорить, давайте мы еще тут рекламу разместим вашу. Как человек будет относиться к этому с доверием, как он будет говорить, да, это уважаемое средство массовой информации, это авторитетное средство массовой информации, я хочу, чтобы там было мое мнение. Нет такого средства массовой информации, он не уважаемое, оно не авторитетное. К сожалению, это касается большинства. Конечно, можно сказать, что есть некоторые, которых все знают. Да, действительно, такие на том мероприятии, они, кстати, были, ушли с большим недоумением, как мне показалось, не знали, зачем приходили. Они думали, видимо, что их будут носить на руках. А зачем мне носить на руках средство массовой информации, которое за двадцать лет не увеличило своего тиража. Все изменилось за это время, а тираж какой был такой и остался. Почему я должен относиться к нему с уважением и считать авторитетным, если оно осталось на прежнем уровне тиража. А другие средства массовой информации уменьшили свой тираж, это что признак высокого авторитета? Понимаю «Коммерсант» или «Ведомости», всероссийское издание, у которого на самом деле поределенные проблемы, но это издания, которые читает весь мир. Сомневаюсь, что наши издания читает и смотрит весь мир. И когда сами СМИ проводят какие-нибудь опросы, спрашивают: а что вы думаете по тому, по другому поводу, мы писали об этом. А предприниматели отвечают, а мы не читаем омские газеты. Мы не читаем омские газеты, мы не смотрим омское телевидение, мы не слушаем омское радио. И это все, чего добились средства массовой информации за двадацать лет свободной работы в России. Следовательно, нужно не приходить к предпринимателям и смотреть на них «через губу»: вы плохо работаете с нами, вы не даете информации... Нужно меняться, меняться, это означает, в первую очередь, сформулировать свою позицию. Когда я буду понимать, я — руководитель, я — читатель, когда я буду понимать позицию средства массовой информации, я буду понимать соотвествует мне эта позиция или нет. Если это рекламноситель, мне такое средство массовой информации не очень интересно. Плодить их можно. Ехал сюда на студию — слышал замечательный рассказ о том, что в Омске будет издаваться новый журнал. Какой он не важно, о чем он, тоже не важно — он еще не вышел. Знаете, что сказано было в конце? «Это будет объективное издание». Ну как я могу в это верить?! А как сделать их уважаемыми, эти средства массовой информации? Во-первых, нужно с людьми разговаривать. Не только через свои страницы, но через чужие страницы, через чужие экраны. В Москве принято друг к другу ходить в гости, брать интервью, свою позицию, очень подробно, иногда очень критически позволять людям увидеть. Один главный редактор может пожурить другого главного редактора. Он может что-то сказать ему, потому что они разговаривают, они встречаются, они видятся. Мы никак не можем этого сделать. Мы никак не можем дружить. Кому ни скажешь одному про другое издание, сразу через губу, а-а-а, у них там тираж завышенный, они там не могут ничего сделать, а им печатать нечего, они печатают такие судебные отчеты длинные. Где здесь уважение друг к другу, и где здесь уважение к этому цеху вашему со стороны нас читателей и этих самых предпринимателей? Трудно с ним. Что надо было бы сделать? Надо эту среду профессиональную и в первую очередь главных редакторов делать более открытой, более публичной и самое главное более регулярной. Кто мешает вам встречаться? «Медиасообщество» такие попытки делало. В большой или меньшей степени они были успешными может быть и не были, но мы, по крайней мере, предоставляли такую возможность. Пытались создать с коллегами «Клуб деловых журналистов» как раз в расчете на главных редакторов изданий, ну и тех, кто пишет на деловые темы: походили, опять, два-три раза, опять все разрушилось. Что мешает вам ходить в это клуб? Вы себя ощущаете деловыми журналистами? Так ходите... Обменивайтесь друг с другом мнениями и повышайте свой авторитет. Пока вы не авторитетны, я очень сомневаюсь, что вас будет кто-то читать. Авторитет зарабатывает не просто человек, который написал статью, авторитет должен быть известен всем и за пределами вашего издания. Это человек, которого знают помимо вашего издания, понимают помимо вашего издания, ну и, наверное, авторитет морального характера. Где у нас главный редактор-авторитет? Он никуда не ходит, ни с кем не встречается, он никому неизвестен, его никто не видит. Откуда там авторитет то возьмется?