26.05.2013 / Раздел:

"Точка Ж" с Сашей Александровой


А.Ж.:  Красота - страшная сила и омский глянец это подтверждает. Здравствуйте, меня зовут Александр Жиров, в эфире программа "Точка Ж". Сегодня у меня в гостях главный редактор журнала "МС2", очаровательная Саша Александрова. Саша, давай начнем с тобой вот с чего. "Мужские слабости", глянцевый журнал, в котором ты работаешь, появился 7 лет назад, в 2007 году. Примерно в это же время появились такие журналы, как "XY" и "Первый в Омске" - глянец  с полностью омским контентом, в котором не было федерального контента, а  материалы были написаны омскими авторами или сформированы здесь. Тем не менее, из этих журналов на плаву сейчас только "MC2" который достаточно неплохо выглядит. "ХY" и "Первый в Омске" давно закрылись и про них мало кто помнит. На твой взгляд, почему глянец, такой как "Первый в Омске" и "ХY" так недолго живет? 

Саша Александрова: Сразу скажу, что в проекте "МС" я не с самого начала, а последние три года. Проект пережил ребрендинг, и теперь "МС" расшифровывается не как "Мужские слабости", а как формула энергии - мс2. Я знаю, что вначале они практически одновременно запустились с журналом "ХY". Я за ним следила, когда еще была  студенткой. Насколько  я понимаю, журнал "МС"  выжил потому, что находится в рамках холдинга. Когда наступил кризис 2008 года, рынок рекламы "просел" во всех сферах, в частности, таких дорогостоящих проектах, как глянцевые журналы – это затратный вид прессы, поскольку в его рамках требуются дорогостоящие съемки. Глянец "просел" сильнее всего, "МС" тоже это пережил и на короткое время прекратил свое существование. Второе его рождение произошло вместе с "Бизнес-курсом", который к этому времени зарекомендовал себя как некий мастодонт деловой журналистики в Омске и чувствовал себя уверенно. Именно в то время за счет "БК" и вместе с ним "МС2" не только выжил, но и вырос, потому что когда он запускался во второй раз, была только небольшая вкладка около 20 полос. Как только рекламный рынок очухался от кризиса, мы решили, что пора ставить новую амбициозную задачу – воскресить глянец, и если не в виде самостоятельного журнала, то хотя бы вдохнуть в него жизнь, чтобы он стал более-менее полноценным изданием. Именно за счет симбиоза, я думаю, "МС2" существует в Омске.  

А.Ж.:  Глянец – это, все-таки, имиджевый продукт, если мы говорим про те журналы, которые мы упоминали. "ХY" и "Первый в Омске"  были не столько бизнес-проектами, сколько    имиджевыми. В случае с "МС2" – по-прежнему ли это издание имиджевое, и прежде всего для издателя, чтобы показать другим – вот, у меня есть крутой глянец?  

С.А.: Если под имиджевым проектом ты подразумеваешь проект, который ест деньги, а не  зарабатывает их, то в этом случае ты ошибаешься, потому что все издания холдинга зарабатывают деньги.  В противном случае они не смогут существовать. Тем более, "МС2" требует больших затрат и в противном случае он долго не просуществует. Если говорить "имиджевый" и 
подразумевать под этим словом "неприбыльный" – это неверно. Но, с другой стороны, если мы имеем в виду имидж   издательского дома, как места, который занимается выпуском разносторонней прессы и имеет большое количество квалификаций, то, безусловно, это подразумевает работу на имидж.  

А.Ж.: Ты говоришь, что "МС2" существует в рамках холдинга – это "БК", сайт bk55.ru и газета "Ваш Ореол". Общается ли редакция "МС2" с редакциями других изданий? Все-таки они отличаются как по стилю, так и по аудитории.  

С.А: Да, каждый журналист издательского дома, хотя и имеет свою "прописку" и тематическую специализацию – кто-то общественно-политическую, кто-то деловую, кто-то занимается глянцем, - но все журналисты издательского дома пишут во все издания. Мы можем как создавать темы, так и поставлять материал для других изданий.

А.Ж.: Кто является аудиторией "МС2"  в данный момент? Изначально проект стартовал как мужской глянец.

С.А.: Да, изначально "МС"  ориентировался на молодых мужчин – это могли быть студенты старших курсов, молодые профессионалы до 30 лет.  Это была замечательная концепция, но, с тех пор, как "МС" стал выходить в качестве приложения к "Бизнес-курсу", он переориентировался на аудиторию "БК ", то есть контент повзрослел. С этим связан ребрендинг. Мы стали называться не "Мужские слабости" - это немного фривольное название. Мы стали более  солидными и ориентированными на аудиторию "БК" – это средний и крупный бизнес, менеджеры высшего и среднего звена, политики, депутаты и женщины, которые занимаются примерно тем же.

А.Ж.: Несмотря на то, что ты не присутствовала при  запуске этого журнала, я думаю что не секрет и ты тоже в курсе, что "МС" изначально  ориентировался на "GQ" - во всяком случае, ходили такие слухи в журналистской тусовке. Это было так же, как и "Первый в Омске" ориентировался на "Афишу", и "XY" плавал между "Maxim" и "Playboy". Что сейчас осталось в "МС2" от "GQ" – федерального глянца с именем и достаточно активного не только на бумаге, но и в оффлайне?  

С.А.: По секрету скажу, что мы до сих пор  поглядываем и в сторону "GQ", и в сторону проектов "Esquire", хотя это не совсем наша тема. Но мне кажется, что впервые за всю историю "МС"  мы приобрели собственное лицо, и, к тому же, в рамках омского контента нельзя копировать федеральные идеи, поэтому мы довольно сильно отошли от концепции "GQ" , хотя 
черпаем в нем вдохновение. Но я не думаю, что эти журналы можно сравнивать. 

А.Ж.: Если ты говоришь, что нельзя брать федеральную концепцию и переносить на нашу  почву, то как быть с теми изданиями, которые идут у нас по франшизе? Например, "Я покупаю", "Дорогое удовольствие", "Chief-Time" ?  

С.А.:  Это прекрасные издания, судя по тому, как прекрасно они себя чувствуют. Но я бы не стала называть их  в полном смысле глянцевыми журналами – скорее, это рекламные каталоги. В них очень высок процент рекламы, и при этом небольшой процент федерального контента, а также того, что называется журналистскими материалами, связанных с Омском  и журналистикой.  Эти издания существуют за счет рекламы, и за счет прицела на рекламодателя - не на читателей, хотя 
они могут помочь человеку, который берет журнал в руки, провести время. 

А.Ж.: Каков сегодня тираж "МС2"? 

С.А.: Не подозревая тебя в каких-то плохих намерениях и злом умысле, могу сказать, что вопрос о тираже немного некорректный. Наш издательский дом никогда не завышает и не занижает количество тиража,  любой любопытствующий может узнать точный тираж каждого номера в выходных данных. Сейчас это около 2-3,5, тысяч экземпляров.

А.Ж.: По-твоему, такой тираж удовлетворяет ту аудиторию, которая сейчас есть у журнала?

С.А.: Да, этот тираж, если я не ошибаюсь, чуть меньше чем у "БК", при этом востребованность номеров, в которых "МС2" выступает как приложение, выше и возвратов практически нет - то есть они полностью востребованы.

А.Ж.: "МС2" сегодня - это глянцевое приложение к "БК" или все-таки отдельный продукт, который ежемесячно дополняет "БК"?

С.А.: Что ты вкладываешь в понятие приложения?

А.Ж.: Приложение - это продукт, который не может существовать без основного продукта.  Соответственно, дополнение - это отдельный продукт, который может существовать и как отдельная, самостоятельная издательская единица.

С.А.: Я думаю, что все-таки "МС2" - это приложение к" БК", потому что в том виде, в котором мы его издаем - это журнал, наполненный журналистскими материалами  для чтения, не для беглого просмотра. Это не рекламный каталог - в таком виде, я думаю, существовать он не сможет. Чтобы сохранить его  содержательность, наполненность и самостоятельность в журналистском плане, не стоит превращать его превращать в придаток федеральных изданий или рекламный каталог, пока 
он должен существовать в таком виде. 

А.Ж.: Чисто по деньгам этот продукт может существовать отдельно?

С.А.: Пожалуй, да.

А.Ж.: Насколько сильно стилистическое вторжение "БК" в "МС2"? Или все-таки журналисты, которые работают в рамках проекта, например, в "Вашем ореоле", понимают, глянец - это одно, а их постоянное место работы - другое, и каким-то образом меняют свой стиль?

С.А.: Естественно, у каждого издания есть свои требования к стилю. Редактор каждого издания отслеживает, чтобы материал, написанный журналистами других изданий, соответствовал общей концепции. Как влияет "БК " на стиль "МС2" ? В принципе, это видно, если обратить внимание на то, что случилось после  ребрендинга. Раньше, когда "МС"  был ориентирован на молодых мужчин, он был более свободным, более наглым, имел некоторое количество обнаженных женщин на своих страницах. Сейчас, когда первую часть читают сейчас читают мужья, деловые партнеры, коллеги женщин, которые появляются у нас на страницах,  мы стараемся,  чтобы во второй, развлекательной части не было каких то вольностей, которые могут отпугнуть деловую аудиторию.  Он призван поднять настроение, дать дополнительную информацию, развлечь, но не вызвать желание прикрыть страницу, чтобы коллеги не увидели, чем ты занимаешься.

А.Ж.: То есть в Омске это по-прежнему присутствует? Я помню, что  в одном из глянцевых журналов был разбор полетов -  менеджеры предъявляли журналистам претензии по разным поводам – например, что такой-то банк отказался вставать на страницу, которая  расположена рядом с фотографией обнаженной женщины.

С.А.: Безусловно, есть рекламодатели, чей имидж не позволяет появляться в изданиях определенной направленности. Есть  рекламодатели, которые могут быть консервативны по личным соображениям, и, если они работают с нашим изданием,  мы учитываем их интересы.

А.Ж.: Насколько рекламодатели мешают редакционной политике? 

С.А.: Я бы не сказала, что они в какой-то мере мешают.  Работа с рекламодателем  не мешает, потому что мы стараемся учитывать интересы друг друга, и никогда не было конфликтов вроде того, что мы снимем у вас рекламу, потому что у вас на страницах обнаженная женщина. 

А.Ж.: Но все-таки процент условно обнаженных женщин, наглости и, не побоюсь этого слова, хорошего нахальства в "МС2" уменьшился по сравнению с тем, что было до ребрендинга и на первых этапах. Почему? Может быть, потому, что вы  решили целенаправленно менять аудиторию?

С.А.: Да, именно поэтому.

А.Ж.: То есть вы считаете, что серьезная аудитория не будет воспринимать наглый, нахальный формат?

С.А.: Мы не только так считаем. Особенность "БК" в том, что  зачастую мы лично знакомы с героями наших публикаций и можем узнать их мнение. И действительно, наши менеджеры изучали разные мнения – в целом, они были таковы, что нам  стоит сделать более серьезное и интеллигентное лицо.

А.Ж.: В Омске у вас есть конкуренты в этом направлении ? Если говорить о деловом глянце – все-таки есть "Chief-time", бывший "Chief". Это  конкурент?

С.А.: Журналу "МС2" -  нет, ни в коей мере. 

А.Ж.:  Почему?

С.А.: Это не желание обидеть кого-то, но я считаю, что это журнал для рекламодателя, а не для читателя.

А.Ж.: Тем не менее – в моем личном опыте был такой момент, когда я открывал журнал "МС2", начинал листать и видел 26 страниц подряд рекламу пластиковых окон. 

С.А.: Что ты имеешь против рекламы пластиковых окон? Владельцы этих компаний такие же рекламодатели, как и все. Они самые активные.

А.Ж.: Скажи, ты слышала мнение о рекламе в "местечковом глянце"? Кстати, это слово не будет тебя смущать?

С.А.: Я бы попросила его не употреблять!

А.Ж.: Хорошо. Существует такое мнение, что  в  провинциальных глянцевых журналах размещают рекламу люди, которые ориентированы не столько на продажи, не столько на формирование какого то имиджа у своей основной аудитории, сколько для того, чтобы показать журнал своим друзьям – смотри, я в глянце. Насколько такая точка зрения имеет на существование?

С.А.: Ты имеешь в виду то, насколько клиенты глянца склонны к самолюбованию?

А.Ж.: Фактически, да - насколько глянец на просторах нашей родины в провинциальных городах ориентирован на таких бизнесменов, которым нравится любоваться на себя?

С.А.: Не могу сказать за всех, только за свое издание. Мы руководствуемся общими журналистскими принципами, то есть мы делаем журнал интересным для читателя. Если рекламодатель желает видеть себя на страницах журнала красивым и в различных ракурсах, то мы этому очень рады, но этот материал будет размещаться на правах рекламы, то есть в дополнение к тем материалам, которые делают наши журналисты. Мы работаем над ними ночами и не заменяем одно другим. 

А.Ж.:  Сейчас по городам России ездит известная актриса Саша Грей, которая выступает с лекциями о равноправии полов и  феминизме. Одна из претензий, которую я слышал по отношению к "МС2" и "БК" – это претензия к  светской части, что очень часто к фотографиям женщин, о которых  идет речь, прилагаются достаточно странные подписи, которые описывают их не как самодостаточную личность, а как супругу депутата, дочь чиновника. С твоей точки зрения как женщины, насколько такой подход оправдан, в продолжение вопроса о самолюбовании? 

С.А.: Это берется не из за каприза редакции или приказа злого начальства, а из уважения к читателю. Когда мы размещаем человека, мы должны дать понять читателю, кто это. Если так получилось, что мужчина известен тем, что он депутат, меценат, миллиардер, филантроп, а жена известна тем что она жена, то  мы подпишем соответственно: "Александра Иванова, супруга известного бизнесмена". Если говорить о равноправии полов, то бывают и обратные ситуации, когда подписано "Маша с супругом", потому что Маша  известна в городе и для читателя больше, чем ее муж. Безусловно, зачастую это происходит из-за того, что люди не желают афишировать род своей деятельности. Такое бывает, у нас город маленький, все знакомы и не каждый желает обозначать прямой род своих занятий. В таком случае  мы подписываем фотографию человека исходя из собственных источников, так, как мы его знаем, и читатель, открыв журнал должен понять, кто это. 

А.Ж.: Сегодня журналистика достаточно быстрая – нужно быстро  реагировать на события и изменения. Глянец не позволяет совершать такую реакцию. Буквально вчера на "Снобе" вышла колонка Валерия Панюшкина о том, что нужно отстраняться от первой реакции и ловить последующие, а уже потом выдавать их, скажем так, в эфир. У тех, работает с глянцем, это получается, я так понимаю. Но все-таки отреагировать можно в твиттере или Вконтакте, а уже на страницы может выйти нечто достаточно обдуманное. Насколько в этом смысле оправдан выход вашего журнала в интернет? У вас появился сайт, который похож на сайт bk55.  

С.А.: На самом деле сайт журнала "МС2" – не выход журнала в интернет. Изначально он задумывался как электронная  версия журнала. Проект шагнул за рамки и сейчас он довольно амбициозен, потому что мы не можем найти аналогов проекта в городе. Есть  неполные аналоги на федеральном уровне. Мы ориентируемся на определенные сайты, но то, что успешно на федеральном уровне, не всегда срабатывает в Омске. Поэтому мы ищем собственное лицо. Сайт создан для оперативной реакции, он работает около 2-3 месяцев, и мы видим, что некоторые материалы вызывают отклики, они востребованы, и мы ищем направление, которое поможет усилить этот эффект.  

А.Ж.: Меня смущает сочетание таких жанров, как глянец и интернет. Насколько я знаю ситуацию журнала "Maxim" – он дважды  пытался выйти на интернет – рынок. После того, как Алексей Караулов, заместитель главного редактора, вышел редактором на сайт и начал пытаться делать другой продукт - не копию глянца, а продукт для интернета, то после этого более-менее повысилась посещаемость сайта.

С.А.: Мы идем по этому пути. Изначально мы делали электронную версию, и он жил именно с той успешностью, с которой живет глянец сейчас. Мы выходим 2 раза в месяц и примерно в этом же  ритме жил сайт. Но потом мы поняли,  что в таком ритме сайт жить не может, и про него быстро забыли. Это  интернет - минутная реакция, ежедневное обновление. Поэтому мы пошли по тому пути, о котором ты говоришь, и, надеюсь, это  даст свои результаты.

А.Ж.: Возвращаясь к тому, что "МС2"  существует в составе холдинга. Если говорить не столько о влиянии сотрудников других изданий на политику "МС2", сколько об отношении читателя к нашему глянцу – согласись, что ни для кого не секрет то, что  bk55 пошел по пути зарабатывания очков на желтых новостях.

С.А.: Это дискуссионный вопрос!

А.Ж.: Тем не менее, есть часть аудитории, которой не нравится "БК". Приходилось ли редакции "МС2" отвечать за тот имидж, который сформировали до них их старшие товарищи?

С.А.: Я бы не стала говорить об ответе за имидж. Что касается сайта bk55 – это самостоятельный продукт, он успешен, хотя изначально он был электронной версией "БК". Сейчас  все самостоятельно. Что касается журнала и влияния на него сайта, то оно минимально. Само влияние "БК"  есть, и тут вопрос не в имидже, а в том, что "БК"  не может проходить мимо громких 
тем, фигурантам которых не всегда нравится  то,  что о них пишут. Если  мы хотим с ними общаться в нашем непринужденном формате глянца, то это получается не всегда, и наша жизнь как приложения к деловому журналу сложнее, чем наших коллег.

А.Ж.: Вопрос, на котором мы сегодня, наверное, закончим. "МС" начинался как мужской журнал. Сейчас эта ниша в Омске свободна. Почему на омском издательском рынке не появляется издание для молодых мужчин, которые живут в Омске? Этой ниши не существует, или ее не нужно заполнять? 

С.А.: Я думаю, что ниша существует, и наверняка ее может заполнить бизнесмен с креативным подходом, потому что реклама, ориентированная на молодых мужчин в сочетании с глянцем возможна. Хотя рекламный рынок в Омске недостаточно полон для существования полноценного журнала. Я думаю, это может получиться. "МС2" не ушел кардинально от концепции мужского журнала - если вчитываться, то мы не переориентировались на женщин. Вернее, у нас есть два направления - женская версия и мужская. Мы запустили ее и хотим развивать, но "МС2" как изначальное приложение к "БК", ориентированное на мужчин, просто стал чуть менее маскулинным, более интеллигентным, но я бы не сказала, что он перестал быть мужским.  

А.Ж.: Нужен ли молодым людям омский контент? Мы в этой студии часто говорим о том, что молодые люди  уезжают из Омска и что нет адекватного продукта не только в издательской сфере, но и вообще. Нужен ли омский мужской журнал? 

С.А.: Я уверена, что омский контент читателю нужен, потому что  делать полноценный федеральный журнал в Омске невозможно. При этом в городе есть масса тем, которые могут заинтересовать. По сайту мы замечаем, что многим людям интересны темы, которые мы поднимаем, и эти темы связаны с городом. Число резонансных тем соответствует тиражу, и я 
считаю, что нельзя от них отказываться.

А.Ж.: Спасибо, что ты пришла к нам в гости и ответила на достаточно серьезные вопросы относительно омского глянца, потому что были большие сомнения в том, нужен ли  глянец в Омске в той форме, в которой он существует.

С.А.: Надеюсь, ты получил нужные ответы!

А.Ж.: Я надеюсь, что зрители получили нужные ответы. Спасибо, что пришла. 

С.А. : Спасибо, что пригласил. Всего доброго!

2787