10.04.2025 / Раздел: Общество
Пополнение городской казны – одна из главных задач департамента имущественных отношений администрации города. О том, удаётся ли её выполнять, поговорили с первым заместителем директора департамента Марией Стуколовой.
– Мария Сергеевна, мэр Омска Сергей Шелест не раз говорил о том, что бюджет города недостаточен и из года в год вашему подразделению повышают планку по доходам. Насколько трудно с ней справляться?
– Перед нами не ставится вопрос: справимся – не справимся. Руководитель ставит задачу, мы должны её решать. Большую часть в структуре доходов, которые обеспечивает департамент имущественных отношений, составляют платежи за аренду земельных участков. Соответственно, пока есть спрос на аренду земель, мы можем понимать, сколько денег получит городской бюджет. Также поступления идут от приватизации муниципального имущества, сдачи в аренду недвижимого имущества, продажи земли, сервитутов. В прошлом году план по доходам для департамента составлял 1 миллиард 762 миллиона рублей, по факту мы принесли городу 1 миллиард 838 миллионов рублей, что составляет 41% от общего объёма неналоговых поступлений в бюджет города. В 2025 году план составляет 1 миллиард 790 миллионов рублей. На начало текущего месяца он исполнен уже на 17%. Думаю, в целом у нас получится выполнить и план по году.
– Время от времени мэрии пеняют на нерациональное использование муниципального имущества. Согласны ли вы с критикой и как сегодня обстоят дела в этом вопросе?
– Могу со всей ответственностью заявить, что всё муниципальное имущество, которое сегодня есть на балансе, используется максимально эффективно. Надо понимать, что мы не сдаём какие-то элитные офисные центры или другие дорогостоящие объекты. То, что можно сдать и выручить за это средства в бюджет города, сдаётся, то, что, к примеру, требует ремонта, оценивается с точки зрения вложений в этот ремонт. Если целесообразность этих вложений не обоснована, город продаёт такие здания и сооружения. В программу приватизации на 2023–2025 годы включены 77 объектов. Наибольший интерес для новых собственников представляют отдельно стоящие здания, которые продаются вместе с земельным участком. Например, как бывшая баня на улице Перова, 9, магазин на улице Вавилова, 106а или два объекта незавершённого строительства, расположенные в посёлке Большие Поля.
– Земля – тема отдельная. Из открытых источников известно, что город сдаёт порядка 3000 земельных участков, 700 из которых предназначены для строительства. При этом заросшие травой «заброшки» есть в каждом округе. Кто-то следит за тем, как используется муниципальная земля?
– Бывает две ситуации. Первая, когда земельный участок передан по договору аренды и на нём не ведётся вообще никакая деятельность, нет объекта. На этот случай у нас в договоре прописана возможность его расторжения. Другой случай, и таких большинство, когда на земельном участке возведена какая-то часть объекта – это как раз те самые «заброшки» и недострои – и никаких строительных работ долгое время не ведётся. Для таких ситуаций предусмотрена процедура заключения договора предоставления земельного участка для завершения строительства объекта. Он заключается на срок до трёх лет. В случае если собственник объекта не завершил строительство в положенный срок, департамент в судебном порядке изымает объект, продаёт его с публичных торгов и заключает договор аренды с новым собственником. И этот механизм мы реализуем достаточно успешно.
– Еще одно направление, которое относится к вашему департаменту – муниципально-частное партнёрство. Пока из ярких примеров – парк «Зелёный остров», планирует ли мэрия дальше идти в данном направлении?
– Тут скорее не от мэрии зависит, а от готовности бизнеса работать на условиях муниципально-частного партнёрства. Когда «ОмскСайдингИнвест» заходил со своими предложениями по «Зелёному острову», было понятно, что есть грамотный финансовый план, есть объём инвестиций, компания полагает, что может реализовать этот проект в определённых условиях. Они не пришли и не сказали сразу: дайте нам весь парк. Они пришли и сказали: давайте сотрудничать. Если появится желающий, вложить средства, например, в парк 300-летия Омска, мы готовы это обсуждать, пока таковых не нашлось. Что касается реалий сегодняшнего дня, то наиболее перспективным представляется обустройство на условиях муниципально-частного партнёрства платных парковок. Специалисты департаментов имущественных отношений и городского хозяйства готовят правовую базу для реализации проекта.
– Хватает ли специалистов для таких разных сфер: аренда, земля, приватизация, инвестиции?
– Как бы пафосно это ни звучало, но в нашем департаменте работают настоящие профессионалы. Каждый специалист – универсальный солдат, готовый в любой момент переключиться на актуальную задачу и справиться с любым вопросом.
Ответственные за доходы
– Мария Сергеевна, мэр Омска Сергей Шелест не раз говорил о том, что бюджет города недостаточен и из года в год вашему подразделению повышают планку по доходам. Насколько трудно с ней справляться?
– Перед нами не ставится вопрос: справимся – не справимся. Руководитель ставит задачу, мы должны её решать. Большую часть в структуре доходов, которые обеспечивает департамент имущественных отношений, составляют платежи за аренду земельных участков. Соответственно, пока есть спрос на аренду земель, мы можем понимать, сколько денег получит городской бюджет. Также поступления идут от приватизации муниципального имущества, сдачи в аренду недвижимого имущества, продажи земли, сервитутов. В прошлом году план по доходам для департамента составлял 1 миллиард 762 миллиона рублей, по факту мы принесли городу 1 миллиард 838 миллионов рублей, что составляет 41% от общего объёма неналоговых поступлений в бюджет города. В 2025 году план составляет 1 миллиард 790 миллионов рублей. На начало текущего месяца он исполнен уже на 17%. Думаю, в целом у нас получится выполнить и план по году.
– Время от времени мэрии пеняют на нерациональное использование муниципального имущества. Согласны ли вы с критикой и как сегодня обстоят дела в этом вопросе?
– Могу со всей ответственностью заявить, что всё муниципальное имущество, которое сегодня есть на балансе, используется максимально эффективно. Надо понимать, что мы не сдаём какие-то элитные офисные центры или другие дорогостоящие объекты. То, что можно сдать и выручить за это средства в бюджет города, сдаётся, то, что, к примеру, требует ремонта, оценивается с точки зрения вложений в этот ремонт. Если целесообразность этих вложений не обоснована, город продаёт такие здания и сооружения. В программу приватизации на 2023–2025 годы включены 77 объектов. Наибольший интерес для новых собственников представляют отдельно стоящие здания, которые продаются вместе с земельным участком. Например, как бывшая баня на улице Перова, 9, магазин на улице Вавилова, 106а или два объекта незавершённого строительства, расположенные в посёлке Большие Поля.
– Земля – тема отдельная. Из открытых источников известно, что город сдаёт порядка 3000 земельных участков, 700 из которых предназначены для строительства. При этом заросшие травой «заброшки» есть в каждом округе. Кто-то следит за тем, как используется муниципальная земля?
– Бывает две ситуации. Первая, когда земельный участок передан по договору аренды и на нём не ведётся вообще никакая деятельность, нет объекта. На этот случай у нас в договоре прописана возможность его расторжения. Другой случай, и таких большинство, когда на земельном участке возведена какая-то часть объекта – это как раз те самые «заброшки» и недострои – и никаких строительных работ долгое время не ведётся. Для таких ситуаций предусмотрена процедура заключения договора предоставления земельного участка для завершения строительства объекта. Он заключается на срок до трёх лет. В случае если собственник объекта не завершил строительство в положенный срок, департамент в судебном порядке изымает объект, продаёт его с публичных торгов и заключает договор аренды с новым собственником. И этот механизм мы реализуем достаточно успешно.
– Еще одно направление, которое относится к вашему департаменту – муниципально-частное партнёрство. Пока из ярких примеров – парк «Зелёный остров», планирует ли мэрия дальше идти в данном направлении?
– Тут скорее не от мэрии зависит, а от готовности бизнеса работать на условиях муниципально-частного партнёрства. Когда «ОмскСайдингИнвест» заходил со своими предложениями по «Зелёному острову», было понятно, что есть грамотный финансовый план, есть объём инвестиций, компания полагает, что может реализовать этот проект в определённых условиях. Они не пришли и не сказали сразу: дайте нам весь парк. Они пришли и сказали: давайте сотрудничать. Если появится желающий, вложить средства, например, в парк 300-летия Омска, мы готовы это обсуждать, пока таковых не нашлось. Что касается реалий сегодняшнего дня, то наиболее перспективным представляется обустройство на условиях муниципально-частного партнёрства платных парковок. Специалисты департаментов имущественных отношений и городского хозяйства готовят правовую базу для реализации проекта.
– Хватает ли специалистов для таких разных сфер: аренда, земля, приватизация, инвестиции?
– Как бы пафосно это ни звучало, но в нашем департаменте работают настоящие профессионалы. Каждый специалист – универсальный солдат, готовый в любой момент переключиться на актуальную задачу и справиться с любым вопросом.

161