06.06.2024 / Раздел: Экономика

Сергей Шелест о задачах и решениях

Сергей Шелест о задачах и решениях
Как повысить бюджетную обеспеченность омичей? Когда и на сколько вырастет стоимость проезда в общественном транспорте? Что будет с омскими парками и как решать мусорную проблему? Об этом и многом другом мэр города Сергей Шелест рассказал журналистам омских СМИ на большой пресс-конференции.


Градоначальнику, а в его лице и всему муниципалитету участники встречи задали
25 актуальных вопросов, волнующих омичей в первую очередь. Отвечал Сергей Шелест откровенно и подробно, не замалчивая проблемы и конкретно обозначая реальные пути их решения. В начале полуторачасового разговора мэр сразу обозначил свою принципиальную позицию: в работе он всегда опирается на свою команду, только так в любом деле будет лучший результат.

Про деньги
Началом диалога стал вопрос по бюджетной обеспеченности на одного жителя города. Сегодня наш город по этому показателю занимает одно из последних мест среди 16 российских городов-миллионников. Есть ли у муниципальной власти возможности для поиска ресурсов либо для изменения бюджетного законодательства, чтобы повысить бюджетную обеспеченность на одного омича?
– Действительно, по аналитике АСДГ (Ассоциации сибирских и дальневосточных городов) Омск занимает нижнюю строчку в рейтинге бюджетной обеспеченности. Это связано в первую очередь с тем, что так выстроено наше федеральное бюджетное законодательство. Все поступления от основных наших промышленных предприятий изначально направляются в федеральную «копилку», а затем распределяются по регионам. Только ОНПЗ платит в виде акцизов на федеральный счёт 121 млрд руб., а в бюджет города в итоге возвращается 90 миллионов рублей, то есть, 0,7% от уплаченных средств. В целом у нас с территории области собирается чуть больше 300 миллиардов рублей в виде налогов, 94% от этой суммы – 294 миллиарда – это налоги, собранные в городе. А в бюджет города поступает около 12 миллиардов. То есть с каждых собранных 100 рублей только 4 рубля остаются в распоряжении муниципального бюджета. Исходя из этого вытекают ряд проблем, которые копились десятилетиями, потому что для нормального функционирования по всем нормативам российского города-миллионника нам необходимо 70 миллиардов рублей.  А сегодня, с учётом всех целевых трансфертов, спасибо нацпроектам, наш бюджет составляет 41 млрд руб. То есть недостаток – около 30 миллиардов. И этим обусловлено то, что у города сложились хронические проблемы, связанные с переселением из ветхого и аварийного жилья, капитальным ремонтом домов 335-й серии, приобретением дорожной техники и пассажирского транспорта, строительством ливневой канализации и линий наружного освещения, озеленением и благоустройством и т.д. У нас после 1 января 2017 года 176 домов уже признаны аварийными, их нужно расселять, есть судебные решения, которые требуют немедленного расселения. Есть дома 335-й серии, необходимо в срочном порядке делать усиление этих домов. Есть проблемы с ливневой канализацией. Есть неисполненные судебные решения на 14 миллиардов рублей, которые уже 12 лет назад нужно было исполнить. Поэтому основная наша задача вместе с губернатором региона добиться справедливого распределения средств на одного жителя среди городов-милионников. Тем более что по сравнению с другими городами Омск сегодня больше всех приносит в федеральную казну, он как был городом трудовой доблести, так им и остался, а поступления в бюджет города минимальны. Будем работать над этим вопросом вместе с сенаторами и депутатами, все должны подключиться для того, чтобы был обеспечен справедливый принцип распределения доходов.

О пассажирском транспорте
Два вопроса журналистов были посвящены сегодняшнему состоянию дел и перспективам общественного транспорта. Почему не привело к ожидаемому результату реформирование системы пассажирских перевозок и когда муниципалитет повысит стоимость проезда?
– Что касается транспорта. Я не думаю, что омичи оказались бы в лучшей ситуации, чем сегодня, если бы транспортной реформы не было. Основная проблема – и у частных перевозчиков, и у ПАТП №8 и у МП «Электрический транспорт» – это кадровый дефицит. Мы перераспределили транспортные потоки в пользу муниципальных автобусов, но, повторяю, основная проблема – кадровый дефицит. Мы со своей стороны подняли работникам городских предприятий заработную плату, сегодня средняя зарплата в ПАТП №8 около 72 тыс. рублей. Своими силами организовали обучение водителей с выплатой стипендии. Женщин приглашаем работать на современных автобусах, которые за последние годы приобрели. Они достаточно лёгкие в управлении, надёжные и комфортные, я сам на них ездил. Так что эту проблему мы решаем, работаем, исходя из наших возможностей на 100%.
Теперь о стоимости проезда. У нас в городском пассажирском транспорте она не соответствует экономически обоснованному тарифу: 50 руб. 21 коп. в автобусах и 68 руб. 60 коп. в троллейбусах. Оплата не повышалась пять лет, и порядка 900 млн руб. из бюджета составляла компенсация разницы между экономически обоснованным и фактическим тарифом. Но зарплаты растут, стоимость ГСМ, автошин и запчастей растёт, соответственно, сегодняшние затраты муниципалитета на поддержку работы общественного транспорта составят уже 3 млрд руб. Эти деньги можно было бы направить, например, на ремонт дорог. На 3 миллиарда можно отремонтировать 100 дорог или благоустроить 500 дворов. Мы проанализировали стоимость проезда в других городах. За наличный расчёт в Казани – 42 руб., в  Краснодаре – 40 руб., в Самаре – 38 руб., в Перми – 37 руб. У нас стоимость проезда значительно ниже – 25 руб. безналичным способом и 30 за наличные. Поэтому вынуждены будем повышать стоимость проезда, также как и все тарифы ежегодно повышаются. Планируется, что с 1 июля эти цифры увеличатся до 35 и 40 рублей соответственно. Сейчас ведём переговоры с одним из платёжных сервисов, чтобы предоставить людям возможность проводить оплату через него со скидкой. Как только будет конкретика, обязательно сообщим горожанам.

Муниципальные стройки
Следующий блок вопросов можно объединить под тегом «город строится».
– У нас огромный город, и значительную его часть занимает частный сектор. Вы говорили, что решите эту проблему. Сдвинулась ли ситуация с мёртвой точки?
–  По частному сектору: я таких резких заявлений не делал. Говорил, что будем заниматься этой проблемой, и мы ею занимаемся. Сегодня есть механизм – это комплексное развитие территорий. Городская администрация подготовила два больших серьёзных проекта, они сейчас на согласовании в областном правительстве, надеюсь, в ближайшее время начнутся конкурсные процедуры. Смысл в том, чтобы отдавать под застройку территории частного сектора с наличием аварийного жилья при условии переселения жильцов. И мы уже движемся в этом направлении. Пока хорошими темпами идёт одна строительная компания – Шамил Кумагаджиевич Шихмирзаев строит хороший микрорайон с социальной инфраструктурой в районе улиц Герцена и Северных. Надеюсь, что в ближайшее время будет кардинально сдвинута эта тема. Кроме того, мы выходим на Заксобрание с инициативой пересмотра масштабных инвестиционных проектов, чтобы у нас была возможность также отдавать дома, которые требуют расселения – ветхие и аварийные, – застройщикам с условием, чтобы они на их месте строили новые, но при этом брали на себя обязанность по расселению, потому что тех десятков миллиардов рублей, которые необходимы для того, чтобы решить эту проблему, в ближайшее время ждать не приходится.
– Как идёт работа по строительству линий освещения по судебным решениям?
– По данной теме перспективы хорошие. У нас за последние 12 лет накопилось 77 судебных решений. За два года 38 мы уже исполнили. И в целом, с учётом вновь построенных линий, и тех, где мы восстанавливали неработающее освещение и на существующих опорах, за истекшие два года осветили около 100 километров городских улиц. В инвестпрограмме этого года большие планы: новых линий мы должны построить 35 км, часть конкурсных процедур уже прошли, приступаем к строительству. И в 2025–2026 годах закроем полностью все судебные решения, которые у нас есть. Но это не значит, что мы не обращаем внимания на частные обращения омичей по освещению подходов к школам, детским садам. Это локальные проблемы, решение которых мы не «засвечиваем», просто по возможности стараемся делать, не стоим на месте.
– 15 мая Омский городской Совет принял решение обязать застройщиков финансово вкладываться в создание социальной инфраструктуры, самостоятельно возводить школы и детские сады либо делать финансовые отчисления на их строительство. Сколько соглашений на текущий момент?
– По этому вопросу сформулирована правильная позиция прокуратуры Российской федерации, поскольку это проблема не только Омска, и в других городах жилые дома возводятся без социальной инфраструктуры. Люди покупают квартиры и оказываются в ситуации, когда рядом нет детских садов, школ, больниц. Поэтому один из механизмов – участие застройщиков в дальнейшем развитии территорий согласно финансовой модели, позволяющей возводить социальные объекты. Мы стараемся использовать все механизмы, которые сегодня существуют – нацпроекты, КРТ, финансирование за счёт федерального бюджета. Будем использовать все варианты, но предпочтение тому, чтобы застройщик строил сам. Он построит лучше, быстрее и качественнее. Если же дом строится в формате точечной застройки – там осуществляется накопление отчислений на специальном счёте, с которого деньги никуда не могут быть потрачены. У нас сформирована 10-летняя программа, где обозначены первоочередные объекты, которые надо строить в городе Омске. Вот эти принципы и закреплены решением Омского городского Совета. И нам уже поступают предложения от застройщиков, которые готовы участвовать в развитии социальной инфраструктуры.

Что делать с мусором?
– Что касается в целом уборки мусора в городе – это очень актуальная тема. Я анализирую все поступающие жалобы, и огромный объём вопросов касается взаимодействия с регоператором «Магнит». Это полномочия минприроды правительства Омской области, но, на мой взгляд, не должно быть монополиста в миллионном городе на этом рынке. С моей точки зрения, нужно делить город между, как минимум, тремя операторами. Условно – по рекам: Левобережье и правый берег через Омку на две части. Тогда, наверное, будет более контролируемая ситуация, а сейчас мы всецело зависим от работы «Магнита». Тарифы выросли, значительно выросли, а ситуация в целом по городу ухудшилась. Понятно, есть ещё ряд причин, которых раньше не было. Например, те же самые растительно-древесные отходы, которые раньше сжигались, а сейчас это запрещено, и их везут на контейнерные площадки. В МКД управляющие компании подключаются, в остальных случаях либо УДХБ, либо «Магнит» – кто-то должен с этими отходами работать. Проблема есть серьёзная ещё и в том, что у нас все полигоны в пределах города закрыты. А в тарифной составляющей для граждан 70% – это транспортные расходы. Приходится «Магниту» везти мусор в отдалённые районы, и это ставит экономическую обоснованность тарифов под вопрос. Далее, нужно принимать жёсткие меры в отношении возчиков, которые вместо того, чтобы везти большими машинами отходы на сортировочные пункты, везут их на контейнерные площадки, которые не предназначены для такого объёма. Контроль за этими нарушениями – функция минприроды, но пока эта работа слабо отлажена. Решать эту и другие проблемы, связанные с вывозом, складированием и утилизацией отходов нужно комплексно, и мы со своей стороны бьём во все колокола, чтобы было найдено оптимальное решение.

Парковая тема
– Какова дальнейшая судьба парка им. 30-летия ВЛКСМ?
– Хороший парк, но уже морально устаревший. Некоторое время назад, когда там сменился директор, показатели упали. Мы вынуждены были вновь сменить директора. Буквально вчера я проводил балансовую комиссию по этому парку. Показатели с небольшой динамикой повышения, конечно, есть, но я попросил нашу аудиторскую службу вместе с бывшим директором парка Ильёй Юрьевичем Очкиным провести проверку и дать ряд рекомендаций по исправлению ситуации. Что же касается нашумевшей вырубки деревьев, там сейчас идут следственные действия и экспертизы. По итогам будем принимать кадровые решения, но, к слову, очереди из тех, кто хотел бы взять на себя ответственность за наши городские парки, пока не стоит. Далее, парк «Вокруг света» – он развивается, популярность и посещаемость растёт. Он стал местом притяжения для омичей и гостей города, поэтому перед нашими Советским парком и парком имени 30-летия ВЛКСМ стоит аналогичная задача. Надеюсь, это будут достойные альтернативы друг другу.
– Что с парком 300-летия Омска? Попыток его развивать было много, но когда уже жители смогут там хорошо отдохнуть?
– Попыток по факту никаких не было, были только разговоры. Да, разработана не одна концепция его развития. «Эталон» последнюю предложил, кому-то она нравится, кому-то нет, всем не угодишь. Но с точки зрения муниципалитета хорошая история получилась с Зелёным островом. Бюджет города получает арендную плату от парка «Вокруг света», в его развитие инвестор вкладывается самостоятельно. Такая модель, думаю, имеет право на жизнь и в случае парка 300-летия Омска. Мы сейчас анонсировали в публичную плоскость приём предложений от всех потенциальных инвесторов – и омских, и иногородних, и федеральных крупных застройщиков по их видению того, как развивать этот парк. Есть у нас, кстати, и здесь в Омске уже желающие. Получив предложения, подумаем о проведении дальнейшего конкурса. Ведь как Зелёный остров развивался? Там была серьёзная конкурентная борьба между потенциальными инвесторами. А в результате город получил хорошее место притяжения, за которое не стыдно ни перед омичами, ни перед гостями. Думаю, точно так же надо будет развивать и парк 300-летия города Омска. Естественно, только после общественного обсуждения будет принято наиболее оптимальное решение. В этом году нам надо определиться, провести конкурсные процедуры, а там уже будет всё зависеть от инвестора.

О визитных карточках Омска
Спросили журналисты главу города и об омских достопримечательностях. В частности, о шаре «Держава» и фонтане у библиотеки им.Пушкина.
– Что касается шара «Держава», мы изначально, ещё когда прорабатывали вопрос об установке конной скульптуры Ивана Бухгольца, рассматривали место, где стоит шар. Михаил Александрович Сутягинский выступил меценатом этого проекта. Неоднократно к нему приступали и даже отливали частично, но так никто и не установил. Итак, если вы посмотрите старые документы и фотографии Омска, везде присутствует шар «Держава», а потому общественное мнение относительно переноса этой достопримечательности разделилось. И несмотря на то, что уже было принято решение городского Совета, мы изменили место установки памятника Бухгольцу. Считаю, достаточно удачно. Но, конечно, шар в том виде, в котором он существует уже много лет, оставаться не должен. По факту в своё время был установлен просто макет, чтобы посмотреть, как он будет там смотреться. Ну вот он с тех пор и смотрится на этом месте. Мы сейчас ведём работу также с Михаилом Александровичем Сутягинским и ГК «Титан» по созданию нового шара. Скульптор. который воплотил идею памятника Бухгольцу, Михаил Павлович Минин, уже сделал макет обновлённой достопримечательности, который соответствует историческим ценностям Омска. В итоге мы должны получить ещё одну хорошую локацию в городе Омске. Шар будет тех же размеров, чтобы не было никакого отторжения у омичей и мы не потеряли свою индивидуальность. И если всё хорошо получится, воплотим в жизнь этот проект уже в этом году.
– Каков объём бюджетных затрат на реконструкцию фонтана у библиотеки им. Пушкина?
– Сумма затрат из бюджета на все новые городские монументы и достопримечательности ноль рублей. Что касается фонтана. Честно говоря, мы к 9 Мая планировали его восстановить. Вместе с «ОмскВодоканалом» там заменили полностью всю автоматику, вводные щиты поставили, насосы все перебрали, задвижки отревизировали, чаши восстановили. Руководство библиотеки – молодцы, всё оборудование сохранили. Сделали пробный запуск перед 9 Мая, но там чугунные трубы оказались разморожены. Мы оперативно устранили течь, разобрали тротуарные плиты, сделали телеинспекцию этих труб, заменим их на пластиковые. Сроки не буду называть, как обычно, могут быть форс-мажорные обстоятельства, ведь 20 лет фонтан не работал. Но ко Дню города срок стоит, на него и ориентируемся, – рассказал Сергей Шелест.  
В завершение разговора с журналистами мэр процитировал стихотворение, фраза из которого  служит для него жизненным девизом и инструментом мотивации подчинённых: «Раньше выстрела не падай».  Судя по эффективности команды муниципалитета во главе с Сергеем Шелестом, инструмент рабочий.

72

РУБРИКИ НОВОСТЕЙ


РАЗДЕЛЫ СТАТЕЙ


АКТУАЛЬНОЕ


СВЕЖИЕ ИНТЕРВЬЮ

Новости от 28.06.2024
Магия телевидения. Отсутствием воды в омских деревнях заинтересовалась прокуратура.

...
Меры по смягчению
Смартфоном дешевле. В преддверии повышения платы за проезд омичам рассказали, как сэк...